Вопросы психологу

Советы психолога, решение проблем, разговор о жизни
Текущее время: 16-05, 23:09

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ЗПР как проблема нашего времени.
СообщениеДобавлено: 01-03, 13:35 
Не в сети
Хозяйка форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-02, 15:31
Сообщения: 71
Откуда: С-Петербург
Проблема задержки психического развития далеко не нова в нашей медицинской, психологической и педагогической литературе, однако, подход к ней достаточно различный в каждой из этих областей. Психически незрелые личности были всегда, однако, по мнению психологов и психиатров, эта проблема обострилась в середине ХХ столетия. В происхождении данного явления играет роль сложное переплетение социальных и биологических факторов, причем, ведущая роль отдается именно социальным механизмам. И эти социальные механизмы представлены не только особенностями воспитания в семье и школе, но и эволюционными процессами, которые сочетают в себе не только социальное, но и биологическое – на уровне генетической программы. Проблема, на мой взгляд, еще и в том, что на данном этапе своего развития, психология стала довольно консервативной наукой, которая пытается все свести к некоторой норме, хотя по большому счету должна бы была иметь немного другое отношение к подобным вопросам. И больше всего страдают от этого те, кто «не такой как все» - пусть даже это не ярко у них выражено. Им можно было бы помочь в детстве, чтобы в более старшем возрасте они не оказались среди наркоманов, алкоголиков, преступников, бродяг и т. д. и т.п., среди которых их на данный момент очень и очень много.
Причинами ЗПР раньше по большей части являлось недостаточное и несвоевременное поступление социальной информации (разного рода депривации), теперь же на первый план выходят биологические механизмы: патология беременности, ненормальные роды, частые болезни ребенка в первые годы жизни . Все это по большому счету, исправимо, естественно, при своевременном обращении к специалисту, однако, так бывает далеко не всегда, даже хотя бы потому, что, зная отношение общества к подобным детям, когда ЗПР приравнивается к более серьезным отклонениям в развитии, родители при возможности как можно меньше афишируют проблемы своих детей. Если все более или менее нормально в жизни ребенка – как можно меньше врачей и прочих специалистов. Еще одна причина из той же области – практически нет специалистов, способных обобщить многочисленные данные все же сделанных исследований, процедур и анализов – по ним все в пределах нормы, где-то на границе возрастной нормы, где-то незначительное отклонение, но настолько, что и отклонением-то его называют с трудом… Но все вместе у данного конкретного ребенка представляет некую «гремучую смесь», позволяющую ставить не очень утешительный диагноз, однако, не постоянно, а при определенных условиях… Обычно врачи особо не затрудняют себя подобными размышлениями, и некое «клеймо» прочно входит в жизнь сначала маленького, а потом и взрослого человека…
Классификаций ЗПР множество, и все они опять же подведение под некие признаки наличия отклонения в развитии. Но, не имея ничего другого на данный момент, нужно сказать и о них.
Наиболее разработанной является следующая классификация :
1. ЗПР конституционального генеза: наследственно обусловленный гармонический и дисгармонический инфантилизм (ГИ и ДИ), проявляющиеся в эмоционально-личностной незрелости, «детскости» поведения, живости мимики; в случае дисгармонического инфантилизма – аффективные вспышки, эгоцентризм, демонстративность и истеричность поведения.
2. ЗПР соматогенного генеза, следствие хронических соматических заболеваний, сопровождающиеся неуверенностью, робостью, капризностью, затруднением формирования позитивных личностных качеств.
3. ЗПР психогенного генеза при неблагоприятных условиях воспитания и психотравмирующих воздействиях среды – выражены в низкой работоспособности, лабильности нервной системы, неразвитости произвольной регуляции, агрессивно-защитном, пассивно-защитном или «инфантилизированном» эмоциональном реагировании.
4. ЗПР церебрально-органического генеза – органической природы, с преобладанием либо черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, либо доминирования симптомов поврежденности с низким уровнем овладения всеми видами произвольной деятельности.
Но, по большому счету, все эти типы связаны с инфантилизмом личности, и потому можно просто выделить гармонический и дисгармонический инфантилизм, как формы задержки психического развития.
Но прежде чем поговорить о подобной простейшей классификации несколько слов, возможно, о другом взгляде на эту проблему. Вернее о взгляде на эволюцию человека. Сейчас, по мнению многих ученых, идет процесс ювенилизации человека. Вернее, он шел всю историю развития человека, но заговорили об этом совсем недавно, и совсем недавно стали говорить о ювенильных и не ювенильных типах, отличающихся как физически, так и психологически. Причем, число людей ювенильного типа постоянно увеличивается, то есть с точки зрения генетики можно сказать, что, возможно, это обусловлено генетически, причем признак ювенильности является доминантным. В чем же проявляется эта самая ювенильность? Независимость, как условие реализации поискового рефлекса, несамостоятельность в социальном плане, так называемое «затянувшееся детство» - инфантильность в поведении, преобладание игровых интересов, желание получать прежде удовольствие, потребность творить, нестандартность и оригинальность поведения, упоминавшаяся выше «сенсорная жажда», нетерпимость давлению извне, привязанность к дому и трудности в адаптации в обществе, «замедленное» развитие произвольности процессов и свойств психики и многое другое.
И, если сравнить признаки ювенильности с признаками, выделенными как критерии ЗПР (задержка темпа развития, сохранение в школьном возрасте черт дошкольников, предпочтение игры другим видам деятельности, непосредственность в общении, неумелость в самообслуживании и мн. др.), то, по крайней мере, половина случаев данного отклонения в развитии сразу просто выйдет за рамки этой проблемы, хотя бы в плане ее конституциональных, наследственных форм.
Если с учетом всех этих факторов рассмотреть классификацию ЗПР с точки зрения генеза, то все указанные виды станут как бы стадиями задержки психического развития. Так, наследственно обусловленный инфантилизм, то есть ювенильность и соответствующая непохожесть на общую массу детей в благоприятных условиях даст в будущем нестандартную и талантливую личность, имеющую высокую поисковую активность. В неблагоприятных же условиях, то есть при неблагоприятных условиях воспитания и психотравмирующих ситуациях, обуславливающих возникновение ЗПР психогенного типа (при наличии соматических заболеваний или же без них (ЗПР соматогенного типа)) могут возникнуть и органические повреждения, то есть последняя стадия – церебрально-органическая. Конечно, можно сказать, что все же можно выделить ЗПР именно органического типа, как результат родовой травмы или каких-то других факторов, но именно эти «другие факторы» есть не что иное, как те же психотравмирующие ситуации или соматические нарушения, происходившие с матерью во время беременности и в итоге оказавшие свое воздействие на организм ребенка. То есть, здесь мы сталкиваемся с теми же «стадиями» развития ЗПР, только на пренатальном уровне – генетическая предрасположенность к ювенильности (инфантилизму), которая может усугубляться (или нет) психогенными или соматическими воздействиями, а также органическими (родовые травмы). Собственно говоря, это, возможно, только моя точка зрения, поскольку все рассмотренные мною авторы особо не углублялись в проблему в данном направлении.
Но, тем не менее, из подобранной информации можно сделать вывод, что проще всего рассматривать ЗПР как разновидности психологического инфантилизма – гармонического или дисгармонического.
Разные исследователи вкладывают различный смысл в эти два понятия. Преимущественно медицинская точка зрения рассматривает варианты простого психического инфантилизма (гармонический), который характеризуется признаками психической незрелости во всех сферах деятельности с преобладанием эмоционально-волевой задержки, и осложненный вариант психического инфантилизма (дисгармонический), когда психическая незрелость сочетается с другими психопатологическими проявлениями – психоорганическим, церебрастеническим или психоэндокринным синдромами.
Некоторые психологи рассматривают гармонический инфантилизм как чисто психологическую и педагогическую проблему, которую постепенно можно решить даже без специального лечения, а дисгармонический инфантилизм – это и медицинская проблема, так как имеются еще и другие нарушения: заострение тех или иных свойств характера, двигательная расторможенность, присутствие упомянутых выше церебрастенического или психопатоподобного синдромов, нарушений влечений.
Другая точка зрения рассматривает варианты задержанного развития как вариант недостаточного развития, в случае, когда та или иная недостаточность сформированности базовых составляющих функциональных систем и процессов по отношению к средненормативной относительно не велика. Здесь опять же выделяются гармонический инфантилизм (темпово задержанный тип развития) и дисгармонический инфантилизм (неравномерно задержанный тип развития). Другими составляющими недостаточного развития являются тотальное недоразвитие и парциальная несформированность компонентов психической деятельности. По большому счету, последняя категория частично может рассматриваться как некоторая задержка психического развития минимального характера.
Собственно говоря, это все что можно сказать о классификации, признаках и условиях возникновения ЗПР на данный момент. Далее разговор надо вести о том, как к этому относиться и как помочь детям с ЗПР вписаться в остальное общество без особого для них ущерба и вреда, тем более что таких детей действительно много и очень часто подобная задержка вовсе не сопровождается снижением интеллекта, но, тем не менее, к таким детям относятся совсем не благосклонно. Кстати, именно это становится основным психогенным фактором возникновения ЗПР более поздней стадии, когда, допустим, школа, не приемлет каких-либо отступлений от некоей «нормы» или же старыми методами обучения и воспитания прививает так называемую «обученную беспомощность», которая выражается в отказе от поисковой активности по тем или иным психологическим (и не только психологическим) причинам. Поэтому в основном стоит остановиться именно на том, что можно сделать тогда, когда мы имеем только ЗПР конституционального типа, когда прогноз еще достаточно благоприятный, чтобы положение не усугублялось и не потребовалось не только психологическое, но и медицинское вмешательство.
Наверное, все же стоит принять во внимание результаты исследований в области эволюции относительно такого понятия как ювенильность и принять это как данность на нынешнем этапе развития человека. Собственно говоря, об этом говорилось уже достаточно давно, с тех пор как ученые пришли к выводу, что высокоразвитые животные, имеющие во взрослом состоянии высокую поисковую активность, переживают опыт беспомощности и полной зависимости от родителей и ближайшего окружения в течение довольно долгого времени и этот период детства увеличивается в процессе эволюции. Можно предположить, что и внутри человеческого вида мы наблюдаем подобные тенденции, но еще не готовы к адекватному восприятию и пониманию этого факта, и потому тех детей, которые не вписываются в определенные рамки «нормы» награждаем соответствующим диагнозом, что еще больше усугубляет ситуацию в различных ее аспектах. Далее мы имеем соответствующее отношение к ним (один из психогенных факторов дальнейшего усложнения ситуации), хотя на самом деле эти дети ничем не отличаются от других, а если и отличаются, то часто не в самую худшую сторону – достаточно вспомнить, что многие выдающиеся люди в детстве считались не просто не подающими никаких надежд, а, будучи уже взрослыми так и оставались не приспособленными к жизни в плане житейском, социальном, что также характерно для психологического инфантилизма.
Дальше – хуже: мы их либо изолируем в специальные коррекционные школы, либо начинаем переделывать, воздействуя либо психологически, либо медицинскими средствами, что опять же часто приносит больше вреда, чем пользы на самых различных уровнях.
Да, чаще всего даже на начальном этапе, необходима коррекционная работа с подобными детьми, и это проблема еще не одного поколения. Но чем раньше мы обратимся к принципу «профилактики» подобных случаев, чем раньше мы займемся просветительской работой и среди сегодняшних родителей, учителей, врачей, тем больше вероятность, что уже их дети будут развиваться в более комфортных условиях, и, даже имея какие-то нарушения, не перейдут на более тяжелые стадии отклонений, и, следовательно, смогут более полно реализовать в жизни себя, родить и вырастить следующее, уже более здоровое поколение, чем, то, на которое можно рассчитывать сейчас при существующих тенденциях в этой области. Этому должно способствовать, в том числе, и спокойное и доброжелательное отношение преподавателя в школе, которое поможет компенсировать многие недостатки и сделать судьбу такого ребенка более или менее удачной. Именно поэтому такие дети должны обучаться в обычной школе, что и им придаст уверенности в своих силах, и научит их одноклассников, не сталкивающихся с подобными проблемами, относиться терпимее к людям может быть немного не похожим на них. Это так называемый интегративный подход к обучению и воспитанию, который, однако, пока что не до конца проработан, и интегративный процесс в основном идет стихийно. Да, возрастает нагрузка учителя, психолога, но все это стоит того, чтобы этим заниматься, если, конечно, мы хотим, чтобы наше общество, по меньшей мере, существовало и развивалось.
Другое дело, что эти новшества пока мало приняты в нашей медицине и психологии, а педагогика на практике вообще ставит себя выше всего этого и не прислушивается ни к медицине, ни к психологии, да и им часто проще поставить диагноз «задержки психического развития», чем возиться с подобными детьми каким-то особым образом. Хотя, по большому счету, никакой «особости» тут и нет – эти так называемые «особые» дети по разным оценкам составляют от 60 до 85% всех детей и они как раз и составляют норму в современной популяции. Особыми они являются только относительно привычных представлений. Так может быть стоит просто сменить подход к таким детям и в медицинском, и в психологическом, и в педагогическом плане. Собственно говоря, подход ко всем должен быть один: уважение индивидуальности ребенка, вежливость, поддержка, избегание всевозможных «ярлыков», его всестороннее развитие. В противном же случае и у абсолютно здорового ребенка негативным отношением к нему, грубостью, упрощенным подходом к проблемам детей и равнодушием можно вызвать задержку психического развития, но уже психического, соматического и в итоге - органического генеза.
Вообще, по большому счету, всем взрослым стоит пересмотреть свое отношение к так называемой «детскости», которую мы по научному называем психологическим инфантилизмом, или, по крайней мере, часть симптомов ПИ относим к этой самой «детскости». На мой взгляд, проблема воспитания не в том, что мы слишком опекаем детей, позволяя им подольше оставаться детьми, а в том, что мы этого стыдимся и стараемся форсировать взросление и обучение наших детей во имя каких-то наших собственных амбиций и некоего престижа. Мы радуемся, когда наш ребенок ведет себя «как взрослый», и душим в себе остатки нашей «детскости», потому, что «так принято» в нашем обществе, не понимая своей истинной природы, нарушая ее законы, что ударяет бумерангом опять же по нам и по нашим детям.
Информации к размышлению по поводу детей с ЗПР более чем достаточно. Для новых поколений психологов в этой области есть огромное поле деятельности. И таким образом эта задача приобретает важность и в плане социальном, поскольку от будущего наших детей зависит будущее страны, в которой они будут жить гораздо дольше, чем мы, их родители, будущее следующих поколений. И ради этого стоит и «нормы» пересмотреть, и отношение к «особым» детям: может быть они и не такие уж и особые, как мы привыкли считать! Но, в конце концов, любая «особость» - это двигатель эволюции, это развитие, и то, что «особо» сегодня – норма завтра, и это тоже стоит учитывать. Даже задержка, какой бы она ни была, возможно, для чего-то нужна, хотя бы для каждого конкретного человека, и это тоже стоит учитывать. И хочется надеяться, что в будущем все так и будет, и правильное отношение к задержкам психического развития в детстве поможет свести к минимуму их последствия для человека уже в зрелом возрасте. По крайней мере, на такой подход к проблеме ЗПР мне очень бы хотелось рассчитывать со стороны нашей медицины, психологии и педагогики уже в ближайшем будущем.

Все права на статью принадлежат автору форума.Ссылка обязательна.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB